МБОУ Жаргалантуйская ООШ имени Бараса Халзанова
О школе
Жаргалантуйская общеобразовательная основная школа имени Бараса Халзанова имеет свою богатую давнюю историю становления и развития, она является одной из старейших школ не только района, но и республики.
Дата основания: 1938 год
История школы
Жаргалантуйская средняя общеобразовательная школа имени Бараса Халзанова имеет свою богатую давнюю историю становления и развития, она является одной из старейших школ не только района, но и республики.
По документам, найденным в национальном архиве республики Бурятия, годом открытия школы считается 1897 год. За сто истекших лет с момента существования школы в Жаргаланте сменилось несколько поколений, сменились нравственные ценности. Дореволюционная Россия, Великий Октябрь, первые пятилетки, героические годы Великой Отечественной войны, восстановление народного хозяйства в послевоенные годы, романтика Великих строек, перестройка, распад великой державы с гордым именем СССР - вот основные вехи нашего пути.
Школа в 1897г. имела статус одноклассного уездно-приходского училища, которое называлось Оронгойским, так как в Жаргаланте в конце 19 века размещалась управа Оронгойской волости.
Школа в 1897г. имела статус одноклассного уездно-приходского училища.
В 1910 г. одноклассное уездно - приходское училище было преобразовано в двухклассное училище с двумя учителями, где учащиеся обучались пять лет: в первом классе –3года, во втором классе -2 года. Ученики изучали арифметику, русскую грамматику, чтение, старомонгольский язык. В училище обучались дети с разных улусов: Жаргаланты. Оронгоя, Янгажина, Хурамши, Харганы, Сутоя, Загустая, Бургастая и т.д. Свидетельство об окончании уездного училища давало право учащимся поступать в гимназию.
В 1919 году Оронгойское двухклассное уездно-приходское училище получило статус начальной четырехклассной школы, в которой значительно расширилось количество преподаваемых предметов. В то время содержание школы велось за счет средств, собранных с населения.
С 1923 года школа перешла на государственный бюджет, заведующим школой в это время работал Д. Дашинимаев. Утром он учил детей, а вечером-взрослых.
В 20-х годах в улусах района были неграмотными не только дети, но и значительная часть взрослого населения. В этот период в стране открывались повсеместно избы-читальни, школы по ликвидации неграмотного населения. Учителя школ проводили индивидуальное и групповое обучения.
В1929году в Жаргаланте была построена новая школа, которая вмещала более 50 учащихся.
В1933г. начальная школа сгорела, и было начато строительство новой школы, которая была сдана в эксплуатацию в 1936г. В качестве основного типа являлась четырёхклассная начальная школа.
Трудные времена переживала школа в годы ВОВ. С первых её дней учителя и ученики Жаргалантуйской начальной школы стали помогать фронту. Они работали на полях и фермах, организовывали сбор одежды и обуви для фронтовиков. Уроки в школе наполнились особым патриотическим духом. До настоящего времени старшее поколение помнит уроки этих учителей.
В 1953 году Жаргалантуйская начальная школа получила статус неполной 7- летней школы. В связи с преобразованием начальной школы в 7 –летнюю школу директором Батомункуевым Ц.Ч. было организовано строительство пристроя к зданию бывшей начальной школы. Значительно пополнился и состав учителей. Приехали работать в Жаргаланту учителя – супруги: Бамбарова Дулма Раднаевна, учитель родного языка, Шарапов Гурдоржи Султумович, учитель трудового обучения, кавалер 3- х орденов Славы. Учителя и учащиеся по праву гордились своим учителем- фронтовиком.
В 1961г семилетняя школа преобразована в 8- летнюю школу. Под руководством директора школы Атутова Абрама Сергеевича и учителя трудового воспитания Санжанова Ивана Цыденовича была построена мастерская со слесарным и столярным отделами. Были приобретены верстаки, станки по обработке дерева и металла. Учащиеся школы не раз занимали призовые места на районных и республиканских выставках детского творчества.
В 1965г Жаргалантуйская неполная 8- летняя школа стала полной средней школой.
Весомый вклад в развитие школы внёс Атутов Абрам Сергеевич, директор, энтузиаст своего дела, отличный хозяйственник, организатор, человек беспокойной души.
Именно под его руководством в 1963г было начато строительство новой типовой школы на 320 мест, которая была сдана в эксплуатацию в 1965г.
В 1995 г. школа стала носить имя первого бурятского кинорежиссёра, заслуженного деятеля искусств Бурятии, члена Союза кинематографистов, члена Союза писателей России Бараса Халзанова.
В 2009 году Жаргалантуйская средняя школа стала основной общеобразовательной школой ввиду малой численности учащихся.
Образование и формы обучения
Форма обучения в МБОУ Жаргалантуйская ООШ очная, школа работает в одну смену с 8.30ч
Программа развития
Сегодня в современных социокультурных условиях России остро встает вопрос обоснованного обновления системы управления образовательного учреждения, создание ее более эффективной модели, что требует модернизации основных структур организации школьной жизни. Прежде всего, это касается содержательного, организационно-управленческого, методического обновления школьной организации. Это даст возможность эффективно и результативно выполнить социальный заказ государства и социума - обучение и воспитание личности школьника, которому суждено жить и трудиться в XXI веке.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
При расстановке приоритетов основной акцент делается на:
- доступность: обеспечение государственных гарантий и равных возможностей получения дошкольного, общего среднего и дополнительного образования.
- качество: сохранение фундаментальности образования и достижение его соответствия динамично меняющимся потребностям личности, общества и государства.
- эффективность: повышение экономики образования на основе введения нормативных механизмов бюджетного финансирования образовательных услуг, привлечения и использования внебюджетных ресурсов.
При разработке концепции развития нашего образовательного учреждения мы не могли не учитывать те основные тенденции и направления, которые заложены на уровне требований государства и общества к образованию.
Гимназия в процессе своего развития ориентируется на целевые ориентиры, сформулированные в программах развития системы образования федерального и регионального уровней. К таким индикаторам относятся:
- общественная эффективность системы общего образования,
- качество общего образования;
- качество инфраструктуры системы образования.
Изменения в системе общего образования могут быть достигнуты путем повышения его качества, доступности и эффективности.
Под качеством образования понимается его динамическое соответствие современным запросам со стороны всех заинтересованных субъектов - непосредственных
и опосредованных заказчиков, в первую очередь, учащихся и их родителей (законных представителей), работодателей, государства; адекватность содержания образования современным социальным условиям.
Под доступностью понимается организация сети общего образования, при которой каждый учащийся имеет возможность получить широкий спектр услуг общего образования, оказываемых на высоком профессиональном уровне.
Эффективность предполагает такую структуру образовательной сети, при которой обеспечивается наиболее полное использование имеющихся и привлечение дополнительных ресурсов (человеческих, информационных, материальных и финансовых и т.п.).
Комплексный характер концепции состоит в том, что она построена преемственно и последовательно по отношению к приоритетным направлениям развития образовательной системы в РФ, в соответствии с нормативно-правовой базой.
Программа разработана на основе проблемно-ориентированного анализа деятельности педагогического коллектива и раскрывает такие приоритетные направления развития, как качественное образование, воспитание, совершенствование системы управления, укрепление здоровья учащихся.
Стратегической целью школы является создание в школе открытого развивающего образовательного пространства как условие для успешной самореализации обучающихся и педагогов в контексте перехода к ФГОС.
Тактической целью школы является обеспечение условий для развития всех участников образовательного процесса, формирование системы непрерывного образования и индивидуального сопровождения, обеспечение освоения участниками образовательного процесса способов познавательной деятельности.
Исходя из этого, на современном этапе приоритетными направлениями деятельности школы являются: высокое качество и комфортность обучения, социализация личности через проектно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбережение участников образовательного процесса, совершенствование системы воспитания и дополнительного образования как средства для развития творческой индивидуальности личности, формирования высокого уровня общей культуры, содействие непрерывному образованию и развитию потенциала педагогов.
Для решения этих задач школа обладает достаточным ресурсным потенциалом: кадровым, материально-техническим, программно- и научно-методическим, воспитательным, творческим.